Компания «МТК» перечислила по договору поставки входившей с ней в одну группу лиц компании НУБР 30 млн рублей. В рамках банкротства «МТК» суд первой инстанции, с которым согласились апелляция и кассация, удовлетворил на основании ст. 61.3 и 61.4 закона о банкротстве заявление конкурсного управляющего о недействительности платежей, применив последствия недействительности сделок. ВТБ пожаловался в Верховный суд, подчеркивая, что применение последствий недействительности сделок приведет не к пополнению конкурсной массы, а к включению в реестр фиктивных требований и уменьшению доли независимых кредиторов. Экономколлегия отменила акты нижестоящих судов и направила спор на новое рассмотрение в суд первой инстанции (дело А40-304889/2019).
При новом рассмотрении спора суду следует учесть изложенное, предложив конкурсному управляющему подтвердить сумму предпочтительного удовлетворения на основе анализа всех внутригрупповых транзакций, совершенных в шестимесячный период, предусмотренный пунктом 3 статьи 61.3 закона о банкротстве.
Лидия Солодовникова, советник, соруководитель практики банкротства и реструктуризации LEVEL Legal Services, отметила, что такой подход Верховного суда демонстрирует консолидацию материальной и процессуальной ответственности.
“Подход ВС РФ одновременно и сложен, и прост. Сложность в том, что судебная практика так не привыкла: ведь каждую отдельную сделку, которая попадала под формальные критерии оспаривания по банкротным или общим основаниям, необходимо было признать недействительной или признать последствия недействительности. Простота же в том, что Верховный суд ссылается на отсутствие необходимости бессмысленных перегонов прав требований (и денег) в рамках одной группы, распределение бизнеса внутри которой определено заданным функционалом. Радует то, что ВС РФ предлагает начать считать: соотносить дебет с кредитом, а не просто кричать о нарушении прав кредиторов, которого, кстати, может и не быть. На первый взгляд кажется, что такой подход может нарушить эти права кредиторов, ведь при оспаривании сделки конкурсная масса недополучит сумму N. Но это только на первый взгляд. В целом данный подход направлен на развитие института материальной и процессуальной консолидации”, — пояснила она.