“Ъ” проанализировал состояние рынка слияний и поглощений (M&A) в России. Сделки по выходу иностранцев из российских активов хотя и остаются существенными по суммам, в количественном отношении идут на спад, составляя в среднем 25–30% от всех соглашений по M&A, проведенных в уходящем году. Вместе с тем остается высокой доля продаж бизнеса между российскими сторонами, причем многие стремятся успеть завершить сделку до конца декабря, в том числе из-за предстоящих в 2025 году налоговых изменений. О причинах сложившейся ситуации, о рисках судебных тяжб, о мирном транзите капиталов и о факторах, которые будут влиять на рынок в будущем, “Ъ” поговорил с российскими юридическими компаниями.
Управляющий партнер LEVEL Legal Services Леонид Эрвиц допускает, что по итогам года объем рынка подрастет, так как декабрь — традиционно горячее время для закрытия сделок M&A.
"Причем в текущем году этот тренд усиливается в связи с вступлением в силу со следующего года существенных изменений законодательства в части НДФЛ, из-за чего многие основатели стартапов и «бизнес-ангелы» стремятся изо всех сил закрыть сделки именно до конца текущего года", — поясняет Леонид.
Наибольшее количество M&A- сделок 2024 года, по словам опрошенных юристов, относились к сферам IT и недвижимости. Также высокую активность показали сельское хозяйство и пищевая промышленность, фармацевтика, нефтехимия, ТМТ, металлургия и добывающая промышленность, транспорт и логистика.
Судить о среднем размере сделки без сбора и обобщения детальной статистики достаточно сложно, так как несколько действительно крупных сделок, закрытых в текущем году, могут сильно повлиять на средний чек.
К тому же на средний чек влияют единичные крупные сделки, указывает господин Эрвиц — например, продажа российских активов Polymetal компании «Мангазея» исходя из оценки в $3,69 млрд, которую со стороны продавца сопровождала LEVEL Legal Services.
Полноценный цикл перепродаж приобретенных у иностранцев активов еще не начался, уверено большинство юристов. Леонид Эрвиц ожидает роста таких сделок в горизонте ближайшего года-двух.
О перспективах судебных разбирательств по совершенным в 2022–2024 годах сделкам M&A юристы уже задумываются, но считают, что риски «бума споров» невелики. Сделки с иностранцами совершались под пристальным надзором российских госорганов и возможности сторон по включению в договоры потенциально оспоримых условий были существенно ограничены, отмечает Леонид Эрвиц.
"В части условий сделок сложно выделить единый тренд, так как каждый актив уникален. В отдельных случаях продажа бизнеса может осуществляться с дисконтом — как из-за желания основателей быстро продать бизнес, так и из-за ожиданий, что показатели бизнеса могут упасть после того, как основатель перестанет ассоциироваться с ним", — рассказывает господин Эрвиц.
Отдельной категорией стоит выделить более широкое использование в полследние годы таких инструментов, как ЗПИФ и личный фонд, которые часто стали использоваться для транзита капитала от старых собственников новым. "Рост обращений к фондам связан с изменением законодательства для популяризации этого института, в том числе передачей полномочий по регистрации личных фондов от Минюста в ФНС, освобождением таких фондов от ряда требований, предъявляемых к НКО, предоставлением фонду возможности выступать в роли квалифицированного инвестора",— объясняет Леонид Эрвиц.