За ликвидированной фирмой числятся акции другого юрлица и мешают ему работать. Суды не соглашались признавать такие ценные бумаги бесхозяйными. В 2022 году Верховный суд исправил этот подход. Судьи ВС меняли практику и по другим важным вопросам, включая уменьшение неустойки и исполнение обязательства в натуре. Но не все изменения практики оказались положительными для бизнеса. Так, экономколлегия указала, что фирмы не могут требовать выплаты стимулирующей субсидии через суд, когда организации сначала пообещали выплату, а потом уменьшили ее размер.
У фирмы «Карнет» было больше 20 000 акций ПАО "ЧИФ-Кузбасс". Но в 2007 году «Карнет» исключили из ЕГРЮЛ как недействующее юрлицо. Участники при ликвидации не распределили между собой ценные бумаги, поэтому те остались закреплены за недействующей компанией.
Из-за этого «ЧИФ-Кузбасс» столкнулся с проблемами. Так, наличие среди акционеров ликвидированного юрлица не позволяет обществу выносить на голосование вопросы, требующие единогласного решения. В организации настаивают, что это мешает принятию стратегически важных корпоративных решений. А еще акции, принадлежащие «Карнету», участвуют в определении кворума при проведении годовых собраний акционеров.
Поэтому в 2021-м «ЧИФ-Кузбасс» обратился в суд, чтобы ценные бумаги, которые числятся за «Карнет», признали бесхозяйными, передали их в собственность истца и зачислили на его счет. Три инстанции отказали (дело № А27-24426/2020). Суды отметили, что у ликвидированного юрлица есть правопреемники в лице его участников: они имеют право на ликвидационную квоту и распределение обнаруженного имущества.
Но Верховный суд встал на сторону компании. Он подчеркнул, что акционер после исключения из ЕГРЮЛ как недействующего юрлица не может реализовывать корпоративные права и обязанности. Длительное сохранение такой ситуации (например, более десяти лет) нарушает интересы акционерного общества, согласился ВС. В таких случаях СКЭС разрешила применять по аналогии нормы закона «Об акционерных обществах» о порядке выкупа акций.
В итоге СКЭС отменила акты нижестоящих инстанций, а спор вернула на новый круг.
Евгений Перкунов, советник практики разрешения споров и расследований LEVEL Legal Services , отметил, что фирмы, попадавшие в аналогичные ситуации, не раз пытались признать акции бесхозяйным имуществом и получить права собственности на них, чтобы распределить их между другими акционерами. С подобными исками обратилось ПАО «Сургутнефтегаз» в отношении ценных бумаг, принадлежавших ЗАО «Картель» и АО «Логрус». Суды отказали. В 2021-м споры дошли до ВС, который согласился с нижестоящими инстанциями (№ А75-15245/2019 и № А75-18996/2019). Но в этом году СКЭС кардинально изменила подход.