В предлагаемом ниже обзоре приведена информация об изменениях в правовом регулировании порядка создания и функционирования личных фондов, предусмотренных положениями ряда федеральных законов, которые вступили в силу 8 августа 2024 года [1], с некоторыми исключениями, указанными ниже («Изменения»). Мы обобщили наиболее важные нововведения:
Изменения сохраняют неизменным правовой статус личного фонда как унитарной некоммерческой организации, но прямо исключают применение к личным фондам положений Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Неприменение к личным фондам положений указанного закона означает, помимо прочего, что для регистрации личного фонда больше не требуется решения Министерства юстиции РФ.
Все регистрационные действия в отношении личных фондов (в том числе международных личных фондов), включая регистрацию создания, реорганизации и прекращения фонда, а также регистрацию изменений, вносимых в его устав, осуществляются Федеральной налоговой службой РФ («ФНС») в общем порядке, то есть в течение 3 (трех) рабочих дней с даты представления заявления в ФНС [2].
Заявление о регистрации личного фонда может по просьбе учредителя личного фонда направляться в ФНС в электронной форме нотариусом, который удостоверил решение об учреждении личного фонда, устав и условия управления личным фондом, в рамках одного нотариального действия в день удостоверения такого решения, устава и условий управления [3].
Изменения вводят для личных фондов исключение из правила об открытости и общедоступности информации, содержащейся в едином государственном реестре юридических лиц. Сведения об учредителях личных фондов, а также решения об учреждении личных фондов и уставы личных фондов больше не являются публичными [4].
(Предыдущей редакцией соответствующей законодательной нормы, действовавшей с 25 декабря 2023 года, информация об учредителе личного фонда могла быть непубличной, только если она относилась к сведениям, доступ к которым был ограничен в установленном законом порядке).
В отношении сведений, содержащихся в учредительных документах личного фонда (или международного личного фонда), а также сведений о размерах и структуре доходов личного фонда (или международного личного фонда) может быть установлен режим коммерческой тайны (в отличие от аналогичных сведений других форм юридических лиц)[5].
С даты вступления в силу Изменений личный фонд может иметь не только имущество, переданное ему или унаследованное от учредителя (в случае наследственного фонда), но и иное имущество, права на которое фонд приобрел в соответствии с условиями управления таким фондом. Любые третьи лица (а не только учредитель, как это было ранее) вправе безвозмездно вносить имущество в личный фонд, в том числе через завещания [6].
В соответствии с Изменениями к разрешенным валютным операциям между резидентами отнесена передача валютных ценностей (валюта, иностранные ценные бумаги) от учредителей личным фондам или от личных фондов – выгодоприобретателям, в том числе при жизни учредителя, а не только в рамках наследственных процессов [7].
Изменения прямо допускают, что уставом личного фонда может быть предусмотрено, что устав, условия управления и иные внутренние документы не могут быть изменены при жизни учредителя [8].
Изменения отменяют обязательное требование о том, чтобы состав органов управления личного фонда, их функции и лица, входящие в состав органов фонда, должны определяться учредителем; теперь достаточно, чтобы это осуществлялось в соответствии с уставом и условиями управления личным фондом (в том числе органами управления личным фондом)[9].
За личными фондами, стоимость имущества которых составляет 100 миллионов рублей и больше, прямо закреплен статус квалифицированного инвестора [10] (в целом, позволяющий иметь доступ к более широкому кругу финансовых инструментов и обеспечивающий большую гибкость при управлении активами).
Исполнительные органы личных фондов (не только международных фондов, как было до вступления в силу Изменений), кроме наследственных фондов, включены в число лиц, на которые возлагаются определенные специальные обязанности по предупреждению, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
В частности, исполнительные органы личных фондов обязаны проводить идентификацию клиентов (контрагентов) личного фонда, включая установление их бенефициарных владельцев, принимать меры по снижению риска совершения подозрительных операций, разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать должностных лиц, ответственных за соблюдение соответствующих правил, предоставлять в Росфинмониторинг по его запросу определенную информацию и т.п. [11].
В отличие от большей части Изменений, вступивших в силу 8 августа 2024 года, указанные обязанности по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, вступают в силу для исполнительных органов личных фондов с 30 декабря 2024 года.
С учетом Изменений разрешается применение иностранного права к отношениям с участием личного фонда, его учредителя, выгодоприобретателей и членов органов фонда, если такие отношения осложнены иностранным элементом и такое применение иностранного права прямо предусмотрено уставом личного фонда [12].
Кроме того, Изменения позволяют включать в устав личного фонда арбитражную оговорку о рассмотрении споров между личным фондом, учредителем, выгодоприобретателями и (или) лицами, входящими в состав органов личного фонда [13].
Изменения прямо распространяют регулирование личных фондов на международные личные фонды, но сохраняют приоритет за положениями Федерального закона от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах» [14].
На рассмотрении в Государственную Думу был внесен законопроект №557693-8, подготовленный Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку, который содержит изменения в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 № 156-ФЗ
и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996
№ 39-ФЗ касательно регулирования, в первую очередь, закрытых паевых инвестиционных фондов (далее совместно – «Законопроект»).
В соответствии с Законопроектом, предлагается, помимо прочего, закрепление возможности совмещения деятельности по доверительному управлению активами паевого инвестиционного фонда с деятельностью по управлению личными фондами, стоимость имущества которых превышает 200 млн. рублей.
Данное изменение может также быть направлено на обеспечение большей гибкости в структурировании и управлении крупными активами частных инвесторов в форматах с минимальной степенью информационной публичности.
Законопроект прошел первое чтение 4 июля 2024 года. Законопроект станет законом в случае его принятия Государственной думой в трех чтениях, утверждения Советом Федерации РФ, подписания Президентом РФ и официального опубликования.
_______________________________________________________________
1. Федеральный закон от 8 августа 2024 года № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 8 августа 2024 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 8 августа 2024 года № 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон от 8 августа 2024 года № 305-ФЗ «О внесении изменений в статьи 48 и 66 Федерального закона «Об акционерных обществах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
2. Пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
3. Пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с учетом Изменений);
4. Пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с учетом Изменений);
5. Пункты 1 и 9 статьи 5 Федерального закона от 20 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с учетом Изменений);
6. Пункты 1 и 4 статьи 123.20-4 Гражданского кодекса РФ (с учетом Изменений);
7. Пункт 28 части 1 статьи 9 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с учетом Изменений);
8. Пункт 8 статьи 123.20-4 Гражданского кодекса РФ (с учетом Изменений);
9. Пункт 1 статьи 123.20-7 Гражданского кодекса РФ (с учетом Изменений);
10. Подпункт 10.4 пункта 2 статьи 51.2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с учетом Изменений);
11. Часть 1 статьи 2 и пункт 1 статьи 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с учетом Изменений);
12. Пункт 5 статьи 1202 Гражданского кодекса РФ (с учетом Изменений);
13. Часть 7.2 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве в Российской Федерации)» (с учетом Изменений);
14. Часть 7 статьи 12.15 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах» (с учетом Изменений).