Если фирма уходила от налогов, то возместить «сэкономленное» бюджету может руководитель компании. В июне Верховный суд рассмотрел два похожих спора, где прокуратура пыталась взыскать недоплаченное в казну с директоров организаций. Гражданская коллегия указала, что такое требование можно удовлетворить, если сама организация не может выплатить недоимку, когда она ликвидирована или регистрирующий орган решил исключить ее из ЕГРЮЛ.
Конституционный суд в Постановлении от 08.12.2017 № 39-П пояснил, что не уплаченные фирмой налоги можно взыскать с физлиц, когда сама компания прекратила существование и никаких выплат от нее уже не добиться. Если компания все еще работает, то деньги госорганам надо требовать именно с нее.
До 2015 года судебная практика по взысканию неуплаченной суммы налогов с директора фирмы складывалась в пользу топ-менеджеров. Ситуация изменилась семь лет назад, когда ВС позволил взыскать с директора ущерб государству в размере неуплаченных налогов (дело № 81-КГ14-19). А потом и КС признал корректным такой подход в постановлении № 39-П. При этом согласно позиции КС, топ-менеджмент несет ответственность только в размере самой недоимки и пеней, но не штрафа, подчеркивает Глеб Ковригин, старший юрист практики разрешения споров и расследований LEVEL Legal Services : «Другой подход противоречит принципам деликтной ответственности».
Ковригин добавляет, что при привлечении директора к гражданско-правовой ответственности за неуплату налогов необходимо доказать наличие оснований: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступлением вреда, а также его вину. Чтобы защититься от претензий, директору надо доказать законность своих действий, которые никак не могли привести к недоимке, отмечает юрист.