Ни санкции, ни громкие заголовки в СМИ о «культуре отмены» на Западе пока никак не сказываются на популярности лондонского правосудия среди выходцев из РФ. Богатые россияне выбирают эту площадку для разрешения конфликтов по нескольким причинам. Главными из них опрошенные эксперты считают высокую репутации британских судей во всем мире и их готовность продолжать беспристрастно разбирать самые сложные кейсы, несмотря на санкционное давление.
В Высоком суде Лондона сейчас продолжают спор о разделе имущества бизнесмен Владимир Потанин и его экс-супруга Наталья. Они делят активы ценой $5 млрд. Опять же, невзирая на ограничительные меры и разговоры про «культуру отмены», адвокатам российского бизнесмена Высокий суд Лондона в октябре позволил участвовать в судебном разбирательстве. Английские юристы утверждают, что популярность Лондона среди жен российских бизнесменов объясняется спецификой английского законодательства по отношению к финансово менее обеспеченному супругу (обычно жене), по сравнению со многими другими странами. Это делает английские суды привлекательными для бракоразводных процессов. Такая ситуация способствует развитию «судебного туризма», против которого активно выступает часть английского истеблишмента.
Многие договоры, заключенные до 2022 года, содержали оговорки о рассмотрении споров английскими судами, которые всегда славились независимостью и гибким подходом к рассмотрению самых сложных кейсов. На это обращает внимание Глеб Ковригин, старший юрист практики разрешения споров и расследований LEVEL Legal Services К тому же значительное число сделок, покупок, финансирования (особенно с международными банками) оформлялось крупными российскими компаниями в английском праве. Об этом еще десять лет назад писал «Коммерсант»: «Девять из десяти сделок, совершаемых крупными российскими компаниями, осуществляются по иностранному (как правило, английскому) праву». Поэтому просто так взять и «забыть» о достигнутых ранее договоренностях не получится. Все участники делового оборота это понимают.
Еще один привлекательный момент западной юрисдикции — санкции Великобритании не запрещают резидентам России судиться в английских судах. Дело Потаниных это ярко доказывает. Более того, британский правопорядок предусматривает выдачу лицензий для исполнения местных судебных актов, замечает Ковригин.
Одним словом, в ближайшие несколько лет не следует ожидать уменьшения числа дел, инициированных резидентами России в английских судах, резюмирует Ковригин.