Еще в июле Госдума РФ приняла в третьем чтении закон, ограничивающий распространение информации о сделках российских участников внешнеторговой деятельности, которая может привести к введению против них ограничительных мер со стороны недружественных стран. Кроме того, депутаты закрепили термин «контрсанкционная информация». В документе уточняется и ограничивается распространение таких данных среди неопределенного круга лиц, в том числе через СМИ и интернет.
Уже к маю, по данным председателя Госдумы РФ Вячеслава Володина, против России было введено 10 128 санкций – это больше, чем против какого-либо другого государства за всю историю существования. Президент России Владимир Путин считает, что «политика сдерживания и ослабления России – долгосрочная стратегия Запада, а санкции нанесли серьезный удар по всей мировой экономике; основная цель запада – ухудшить жизнь миллионов людей». «Нынешние события подводят черту под глобальным доминированием Запада и в политике, и в экономике, – заявил глава РФ. – Но Россия не собирается изолироваться, ее нельзя жестко изолировать в современном мире».
В то же время проект не предусматривает полного отказа от публикации информации о сделках или компаниях, особенно публичных – они все еще должны раскрывать определенные сведения в соответствии с законом, поддерживает Леонид Эрвиц, управляющий партнер, глава корпоративной практики юридической фирмы LEVEL Legal Services. Это касается отчетности компаний и, как пример, информации о намерениях акционеров обратиться в суд с иском об оспаривании сделок компаний, которые предположительно являются убыточными. В этом случае раскрытие информации акционерам предписано законом. Такой сделкой вполне может стать транзакция, подпадающая под санкции и с участием лица, на которое распространяются такие санкции, в связи с чем оно будет нести соответствующие риски.
В дальнейшем решение может привести к снижению прозрачности рынка для инвесторов в целом. Это касается в первую очередь экспортных и импортных компаний. Поскольку термин «контрсанкционная информация» определен в законе очень широко, СМИ, вероятно, придется запрашивать разрешение компаний на публикацию по каждому поводу во избежание штрафов, уточняет Леонид Эрвиц. «Бизнесмены, таким образом, фактически получат возможность влиять на публикуемую про них информацию, – продолжает он. – Чрезмерный “фильтр” информационной повестки может привести к снижению прозрачности на рынке, а также общего уровня доверия к участникам внешнеторговой деятельности. С другой стороны, указанные в законопроекте меры, с точки зрения коммерческой безопасности, скорее всего, позволят многим компаниям увереннее чувствовать себя на рынке в условиях сильной волатильности».